Цель
– способствовать развитию проблемного мышления учащихся и
учителя.
Теоретические
положения. Проблемное
обучение – это такая организация педагогического
процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск
решения новых
для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет
собой
систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В
психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают
как фору
активного обучения, которое базируется на психологических
закономерностях; как
обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс
решения
проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного
материала;
как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых
знаний.
Каждое
из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в
сумме
подчёркиваются главные признаки, которые лежат в
основе моделирования уроков в
режиме технологии проблемного обучения:
1)
создание проблемных ситуаций,
2)
обучение учащихся в процессе решения проблем,
3)
сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная
ситуация – состояние интеллектуального
затруднения, которое требует поиска
новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации
различаются по
ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду
«рассогласования»
информации, по другим методическим особенностям.
Ситуации
интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью
проблемного
вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные
черты
проблемного (продуктивного) вопроса:
1)
сложность, выступающая в форме противоречия,
2)
ёмкое содержание,
3)
увлекательная форма,
4) доступный для ученика уровень сложности.
В
процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в
форме
познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает
методика
конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.
Проблема
с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена
субъекту со
стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную
задачу как её
принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему,
решаемую при
заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в
первой
заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм
решения проблемной задачи включает 4 этапа. На
первом этапе осознания проблемы
учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят
разрыв
в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть
разрешено с
помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй
этап. Третий
этап
решения проблемы – доказательство гипотезы.
Поиск путей доказательства гипотезы
требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается
решение
проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи
углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или
явления. Это
четвёртый
этап решения проблемы.
Совокупность
целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации,
призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения –
творческое усвоение
содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Моделирование
уроков. При моделировании урока в режиме технологии
проблемного обучения важно
учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий
для
самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для
самостоятельной
работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию
учебного
материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями
процесса
обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим
дидактическими целями:
1)
актуализации знаний и умений;
2)
осознания и осмысления блока новой учебной информации;
3)
закрепления и систематизации знаний;
4)
применения знаний в новой учебной ситуации;
5)
проверки уровня усвоения знаний и умений.
В
зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное
занятие
проводится в разных формах. Мы разработали одну из эффективных фор
– блоковый
проблемный урок.
Правила
моделирования проблемно-блокового урока следующие:
1.
При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4
логические
части.
2.
К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.
3.
Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной
дидактической
целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной
информации;
в.) закрепление новых знаний.
4.
На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в
репродуктивное,
так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления
новой
учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики
решения
проблемной задачи.
5.
В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.
6.
Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником
информации.
7.
Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного
материала
и средств обучения, которыми располагает учитель.
8.
На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения
решать
проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень
– оценка
«отлично», если учащиеся демонстрируют умения
определять противоречия,
формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.
Предлагаем
описание моделей проблемно-блокового урока, основная цель которого
– научить
школьников раскрывать логику решения проблемных задач, потренировать их
в
запоминании логики решения проблемной задачи, подготовить школьников к
её самостоятельному
решению.
Описание модели проблемно-блокового урока. Подробнее
Страница подготовлена по материалам сайта.
Полезные ссылки. Подробнее