Глава 3.10. Деловая игра как метод обучения

История возникновения

Истоки деловой игры (ДИ) восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры - военная игра, зародившаяся в XVII в. "Потешные полки" юного Петра I и их военные забавы - предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.

Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: Подробнее


Педагогические цели ДИ

Дидактические: Подробнее

Воспитательные: Подробнее

Игровые цели: Подробнее

Структура

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру.

Имитационная модель Подробнее

Игровая модель Подробнее

Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».

Классификация деловых игр (по Л.В. Ежовой)

1. По времени проведения. Подробнее

2. По оценке деятельности. Подробнее

3. По конечному результату. Подробнее

4. По конечной цели. Подробнее

5. По методологии проведения. Подробнее

Полезные ссылки

1. Деловая игра как метод обучения

2. Современные образовательные технологии

3. Урок-деловая игра по алгебре для учащихся 11 класса

4. Урок – деловая игра по русскому языку для учащихся 6 класса

5. Имитационная игра по информатике и ИКТ по теме "Интернет. Адресация в сети"(10 класс, профиль физико-математический)

Назад к содержанию главы 3
Сайт создан в системе uCoz