Глава 3.10. Деловая игра как метод обучения
История
возникновения
Истоки
деловой
игры (ДИ) восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным
танцам
охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не
только
магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник
деловой игры
- военная игра, зародившаяся в XVII в. "Потешные полки" юного Петра I
и их военные забавы - предтечи маневров, ставших деловыми учебными
играми в
армии.
Как
в
отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует
общепринятая
концепция деловой игры. Деловая игра является сложно устроенным методом
обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов
активного
обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных
ситуаций, действия
по инструкции, разбор почты и т.п.
Преимущества деловых игр по сравнению с
традиционным обучением
Специфика
обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в
сравнении с
традиционными играми состоит в следующем: Подробнее
1) В игре воссоздаются основные
закономерности движения профессиональной деятельности и
профессионального
мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых
совместными
усилиями участников учебных ситуаций
Иными
словами,
«процесс обучения максимально приближен к реальной
практической деятельности
руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в
деловых
играх моделей реальных социально-экономических отношений.
2) Метод деловых игр представляет собой
не что иное, как специально организованную деятельность
по операционализации теоретических знаний, переводу их в
деятельностный
контекст. То, что в традиционных методах обучения
«отдается на откуп»
каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить
требуемое
преобразование, в деловой игре приобретает статус метода…
Происходит не
механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание
какой-то
сферы человеческой реальности.
Педагогические цели ДИ
Дидактические:
Подробнее
-
закрепление системы знаний в области
конструирования ДИ;
-
выработка системных умений по
конструированию и методическому описанию игры;
-
обмен опытом создания ДИ;
-
совершенствование навыков принятия
коллективных решений;
-
развитие коммуникативных умений разного
рода.
Воспитательные:
Подробнее
-
порождение творческого мышления;
-
выработка установки на практическое
использование ДИ;
-
воспитание индивидуального стиля поведения в
процессе взаимодействия с людьми;
-
преодоление психологического барьера по
отношению к формам и методам активного обучения.
Игровые
цели: Подробнее
-
разработка вариантов проекта ДИ;
-
демонстрация разработчикам приемов создания
игрового контекста.
Структура
Основой разработки деловой игры
является создание имитационной и игровой
моделей,
которые должны органически накладываться друг на друга, что и
определяет
структуру.
Имитационная модель Подробнее
(отражает выбранный фрагмент
реальной
действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом
имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности
специалиста
в учебном процессе)
Игровая модель
Подробнее
является
фактически способом описания работы участников о имитационной моделью,
что
задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Предмет игры - это предмет деятельности
участников игры, в специфической форме
замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий
- это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение
принципы
проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ
понимается описание в словесной или графической форме предметного
содержания,
выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также
преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая
последовательность
игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в
виде
блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать
"должностную
картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который
моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных
процессов и явлений, имеющих место
в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры
должно
найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама
игра
являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной
стороны, контроль
качества принимаемых решений с позиций норм и требований
профессиональной
деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана
учебной
деятельности.
«В
зависимости
от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы
цели участников,
различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие,
аттестационные».
Классификация деловых игр (по Л.В.
Ежовой)
1. По времени проведения.
Подробнее
–
без
ограничения времени;
–
с ограничением
времени;
–
игры,
проходящие в реальное время;
–
игры, где
время сжато.
2. По оценке деятельности.
Подробнее
–
балльная или
иная оценка деятельности игрока или команды;
–
оценка того,
кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату.
Подробнее
–
жесткие игры –
заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие
правила;
–
свободные,
открытые игры – заранее известного ответа нет, правила
изобретаются для каждой
игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели.
Подробнее
–
обучающие –
направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
–
констатирующие
- конкурсы профессионального мастерства;
–
поисковые –
направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения.
Подробнее
–
луночные игры
– любая салонная игра (шахматы, “Озеро”,
“Монополия”). Игра проходит на
специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты
заносятся на
бланки;
–
ролевые игры –
каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль,
которую
он должен исполнить в соответствии с заданием;
–
групповые
дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или
приобретением навыков
групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют
правила
ведения дискуссии (например, игра “Координационный
Совет”, “Кораблекрушение”);
–
имитационные –
имеют цель создать у участников представление, как следовало бы
действовать в
определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения
специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по
продажам и
т.д.);
–
организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не
имеют жестких
правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение
междисциплинарных
проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого
давления на
личность;
–
инновационные
игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление
участников, выдвигают
инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели
реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по
самоорганизации;
–
ансамблевые
игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у
участников,
направлены на решение конкретных проблем предприятия методом
организации
делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей
служб».
Полезные ссылки
1.
Деловая игра как метод обучения
2. Современные образовательные технологии
3. Урок-деловая игра по алгебре для учащихся 11
класса
4. Урок – деловая игра по русскому языку для
учащихся 6 класса
5. Имитационная игра по информатике и ИКТ по теме "Интернет. Адресация в сети"(10 класс, профиль физико-математический)
Сайт создан в системе
uCoz