Глава 3.5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Авторы
технологии ТРКМЧП.
- Разработана в США в конце 20-го века: Ч. Темпл, Д. Стил, К.
Мередит, Д. Халперн и др.
- В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев,
И.В.Муштавинская и др.
Что
такое критическое мышление?
Критическое
мышление — это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Образовательная
технология развития критического мышления –
система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие
критического мышления учащихся.
Цель
данной технологии - развитие мыслительных навыков
учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и т.п.).
Задачи
технологии РКМЧП.
Подробнее
1. Формирование нового стиля мышления,
для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание
внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности
принимаемых решений.
2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое
мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,
самостоятельность, толерантность, ответственность за
собственный выбор и результаты
своей деятельности.
3. Развитие аналитического, критического мышления:
— научить
школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между
собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные
ориентации, интересы, идейные установки отражают текст
или человек;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным
выводам;
— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от
предположения
и личного мнения;
— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной
или пись-менной речи;
— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и
уметь акцентироваться на первом.
3. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение
ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными
стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать
информацию с точки зрения важности,
«отсеивать» второстепенную, критически оценивать
новые знания, де¬лать выводы и обобщения.
4. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности
пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Организация
урока
Формы
урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными
действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся
рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения
А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко, так как основой её является
работа учащихся в динамических парах и группах.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают,
анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец,
сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является
графичес¬кая организация материала. Модели, рисунки, схемы и
т.п. отражают взаимоотно¬шения между идеями, показывают ход
мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным,
обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может
применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию,
как способ направить это исследование в нужное русло, как способ
организовать размышление над полученными зна¬ниями. Средства
технологии позволяют работать с информацией в любой области
знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на
любом предметном материале.
Стадии
технологии развития критического мышления
Технология
«Развитие критического мышления через чтение и
письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в
которую вписывается урок, является так называемая базовая модель
технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой
стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам
человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе
известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом
подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их
сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных
приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской,
творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение
приобретенных знаний.
Подробнее о стадиях урока можно посмотреть здесь.
Подробнее
Первая
стадия — «вызов», во время
которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается
интерес к теме, определяются цели изуче¬ния предстоящего
учебного материала.
Вторая
стадия — «осмысление»
— содержательная, в ходе которой и происхо¬дит
непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная,
осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика
(маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют
отслеживать собственное понимание. При этом понятие
«текст» трактуется весьма широко: это и письменный
текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья
стадия — стадия «рефлексии»
— размышления. На этом этапе ученик формирует личностное
отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста,
либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное
переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых
знаний.
Базовая
модель технологии РКМЧП
Стадия
1. ВЫЗОВ (EVOCATION).
Подробнее
Задачи:
•
актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
•
пробуждение интереса к изучаемой теме;
•
обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение
ученика к активной деятельности.
С вызова нередко начинается работа в режиме
проблемного обучения. В классической педагогической литературе
используется понятие «создание мотива к обучению».
Все это так. Вместе с этим технология РКМЧП предлагает разнообразный
набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная
система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной
работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Учителя
подкупает в этих приемах прежде всего их простота в комплексе с
осознанием их значения для реализации поставленной цели. Когда у
школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что
поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося
опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания
различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией.
В классе нередко основным источником информации становится учитель. При
этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует
и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение.
Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже
возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это
является основным стимулом развития критического и творческого
мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный,
художественный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они
пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не столько учителем
вопросы. Учитель может предложить ученикам во время чтения делать
карандашные заметки на полях («+» - я это знал до
прочтения текста, «V» - это новая для меня
информация, «?» - это мне не понятно), записывать в
одну колонку основные слова, подтверждающие высказанные во время стадии
вызова версии или позволяющие разрешить возникшие тогда противоречия, а
также ключевые слова, характеризующие новую для каждого ученика
информацию. То же самое можно делать и во время объяснения учителя.
Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно
предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что?
почему? каким образом? чем вызвано? и т. д.), а со временем ученики
сами без помощи учителя смогут сформулировать простые и сложные
вопросы. В процессе знакомства с содержанием художественного
произведения на уроке (особенно, если речь идет о ярком сюжетном
тексте) школьники с помощью вопросов, которые формулируют учитель и они
сами, ищут ответы в самом произведении, оперируя цитатами и текста.
В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст,
не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем
таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они
преломляют новый материал через призму своих целей, собственных
вопросов.
Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION
OF MEANING). Подробнее
Задачи:
•
активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с
собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания
и собственного понимания.
Вторая
стадия – «осмысление»
- содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа
ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс
чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка,
составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать
собственное понимание. При этом понятие «текст»
трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя,
и видеоматериал. Ученик получает возможность задуматься о природе
изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации
учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под
руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок отвечает на те
вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии. Нередко те
учителя, которые используют в работе технологию РКМЧП, уменьшают долю
своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более
того, они предлагают учащимся (особенно в старших классах)
альтернативные источники информации. В любом случае, большинство
учителей отмечают, что ученики со временем гораздо более вдумчиво
начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не
ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или
художественного произведения.
Стадия
3. РЕФЛЕКСИЯ (REFLECTION) - РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Подробнее
Задачи:
•
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
•
выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
•
выявление еще непознанного;
•
анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
•
поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый
вызов»).
Значение
стадии рефлексии:
Происходит
выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия
своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне
важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации
своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
На
этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует
его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.
Именно здесь происходит активное переосмысление собственных
представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Третья
стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и
письмо – стадия
рефлексии (reflection) необходима не только для того,
чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами
смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и
решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и
противоречия.
Рефлексивный
анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение
дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом
необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.
д.). Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную
или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей,
который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления,
структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или
сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по
поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность
осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки,
которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений
других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для понятия как
своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В
любом случае, этап рефликации активно способствует развитию навыков
критического мышления.
На
стадии рефликации ученики систематизируют новую информацию по отношению
к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с
категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности,
значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы
на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе
индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова,
графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны,
производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути
изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных
ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи
информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают
причинно-следственные связи.
Живой
обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает
возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться
с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии,
преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты
мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен
в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами
интегрирования новой информации приводит к более гибким
конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и
целенаправленно.
Модель
урока в технологии РКМЧП
Как
вы уже знаете, в основе технологии РКМЧП лежит базовая
модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления,
рефлексия.
Первая стадия –
вызов. Ее присутствие на
каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и
обобщить
имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к
изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к
активной
работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить
познавательная
задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту
учащихся,
составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что
вы знаете о…?»).
На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы:
составление
списка «известной информации», рассказ –
предположение по ключевым словам;
графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные
и
неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание
иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос.
Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную
деятельность,
когда каждый следует по пути от «простого» к
«сложному», что позволяет судить
об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа
заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения
материала
(введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты:
актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая
стадия –
осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и
освоить
различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые
знания с
уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение
текста с
маркировкой по методу insert;
ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов,
концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная
таблица
(кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое
знание,
укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья
стадия – рефлексия. Здесь основным
является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение
нового
знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся
собственного
отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие
приемы,
как синквейн – творческая форма рефлексии, которая
способствует умению
резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления
в
кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение
знания;
сформированное целостное представление о предмете; поставленные
проблемы на
дальнейшее продвижение.
С точки
зрения
традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной
новизны
для учителя. Вместо «вызова» более привычно для
учителя – введение в проблему
или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А
«осмысление» – изучение
нового материала. Третья стадия в традиционном уроке –
закрепление материала,
проверка усвоения знаний.
Так что же
принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент
новизны –
это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на
создание
условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока
используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый
прием и
стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий
потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к.
именно
здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной
информации.
Модель урока
в
технологии развития критического мышления представлена в таблице.
Тип урока
|
Работа с
информационным текстом
|
Работа с
художественным тестом
|
Взаимообучение
|
Урок-исследование
|
Вызов
|
Мозговой
штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие
и толстые вопросы и т.д.
|
Рассказ-
предположение по ключевым словам (по заголовку);
графическая систематизация материала (кластеры и
таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические
цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.
|
Верные-неверные
суждения; корзина идей и т.д.
|
Мозговой
штурм
|
Осмысление
|
Маркировка
текста;
ведение
различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
|
Чтение с
остановками; маркировка текста; дневник, поиск
ответов на поставленные в первой части урока вопросы
|
Зигзаг
(мозаика)
|
Заполнение
таблицы, поиск ответов на
поставленные в первой части урока вопросы
|
Рефлексия
|
Возвращение
к кластеру
|
Кластер, составление словаря по тексту произведения,
написание сочинения, исследование по отдельным вопросам
|
Сводная
таблица
|
Предсказание
|
Данная страница подготовлена по материалам Жакулиной И.В., учителя начальных классов
МОУ-СОШ №23 г. Чапаевска, Самарской области.
Полезные ссылки по теме "ТРКМЧП".Подробнее
Сайт создан в системе
uCoz