Оценивание
деятельности учащихся на уроках технологии
Описание
адаптированной методики оценивания
- учит ребёнка самому
оценивать себя;
- выявляет причины
снижения качества
успеваемости;
- показывает ученику
пути повышения
отметки по предмету;
- развивает
общеучебные умения и навыки;
- воспитывает
дисциплинированность;
- улучшает
психологический климат на
уроке.
Традиционный урок
технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа:
организационный
(готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и
практическая
работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих
этапов все
учащиеся получают
отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей
тетради. При подведении итогов урока каждая
ученица суммирует полученные отметки
и определяет итоговую, которая выставляется в журнал. Например:
5+5+5+5=19:4=5.
Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы
урока учащиеся выставляют
на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает
процесс
оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии
задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Рассмотрим подробнее
процесс оценивания.
На этапе проверки готовности
к уроку выявляется
наличие у
детей учебных
принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5)
необходимые
для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний
можно
проводить в различной форме, но
важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика.
Чаще всего
мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные
слова,
термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на
последних
страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем
выбираются
пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение
–
определение понятия, а последнее слово – термин не
произносится, его должны
записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов
дают
основание выставить отметку «пять» в графу
оценочного листа, соответственно
отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.
На этапе проверки домашнего
задания формы работы могут
быть разными, в
зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по
материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей. Критерии
оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие
названия
работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3)
количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция),
4) аккуратность
работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление
из
лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая
работа, в
оценивании участвуют все учащиеся.
При проверке практической
работы на уроке критериями оценивания
в ряде случаев
являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно
перед
началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении
темы
«Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность
строчки; 2) наличие закрепления
строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины
шва
требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
Основная сложность
работы по такой системе
оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо
продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом
этапе
урока.
Ребята активно
участвуют в процессе
оценивания, поэтому по данным анкетирования, проводимого учителем,
более 90%
учащихся считают, что отметки на уроках выставляются справедливо,
одобряют
стиль ведения уроков и форму оценивания.
Опыт работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии был представлен на заседании городского методического объединения учителей технологии, вызвал интерес и получил одобрение коллег. Используется в работе учителями технологии школ №10, 34, 12, 30 нашего города.