Глава 3. Технологии, методы и формы формирования УУД

В настоящее время происходит некоторая путаница в понятиях: какие технологии считать современными,  какие задачи преследует использование данной конкретной технологии.  Разъяснения даны в следующей книге:  Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. «Школьный учитель: самообразование. Вопросы и ответы, советы, тесты» - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Образовательные технологии – это комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и достижений научно-технического прогресса.

Основные направления и конкретные задачи новых образовательных технологий:

  1. Интеграция математики и языковых дисциплин в начальном образовании (% новые курсы «Информатика 1-4», «Алгоритмика»);
  2. Создание компьютеризированных лабораторий;
  3. Использование компьютерного конструирования и моделирования (% конструкторы «Живая природа», «Живая физика»);
  4. Обеспечение доступа к информационным ресурсам за пределами учебников;
  5. Сенсомоторное развитие интеллекта учащихся (% телесно-двигательные игры).

Цели образования и их достижение с помощью педагогических технологий

Группы

Задачи

Технологии

Технологии формирующего обучения

Освоение базовых знаний и ключевых компетенций

  1. Технология полного усвоения
  2. Алгоритмическая технология
  3. Технология поэтапного формирования понятий и умственных действий (Гальперина)
  4. Модульная технология

Технологии развивающего обучения

Обеспечение развития познавательных, творческих способностей, способности видеть и решать проблемы в различных жизненных ситуациях.

  1. Проблемно-поисковая технология (проблемное изложение, мозговая атака)
  2. Проблемно-исследовательская технология
  3. Технология моделирующего обучения (имитационные, деловые игры)
  4. Коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, диспут)

Технологии личностно ориентированного обучения

Развитие субъективности учащегося, способности принимать собственное решение, брать ответственность на себя

  1. Обучение на основе личностно значимых ситуаций
  2. Разноуровневое обучение (лестница достижений, портфолио)
  3. Обучение в сотрудничестве
  4. Проектное обучение

Более подробную классификацию педагогических технологий приводит Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255. Ознакомиться с ней вы можете здесь.

В данной главе остановимся на следующих технологиях, методах и формах в рамках внедрения ФГОС ООО.

1. Проблемное обучение

2. Проектная и исследовательская деятельность

3. Информационно-коммуникационные технологии

4. Дискуссия

5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

6. Уровневая дифференциация

7. Кейс-технология

8. Портфолио

9. Модерация

10. Деловые игры

11. Практикумы

 


Назад к содержанию

Сайт создан в системе uCoz